Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих
28.12.2010

Методическое объединение психологов и социальных педагогов ССУЗов города

21 декабря 2010г. в АГПК  проводилось Методическое объединение психологов и социальных педагогов ССУЗов  города.

Ответственные за проведение мероприятия: педагог-психолог Карпова Д.Н. и социальный педагог Шамукова А.К. На мероприятии  была представлена тема, которая волнует многих  специалистов, работающих с подростками - «Проблема психического здоровья студентов».

Долгие годы психическое здоровье человека рассматривалось только в рамках медицинской науки – психиатрии (изучены основные тенденции и особенности протекания и лечения психических болезней – шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, психопатий и др.) и невропатологии (психические расстройства при различных неврозах и других патологических нарушениях функционирования нервной системы),которая считала и продолжает рассматривать их как "духовные приложения" к телесным срывам, либо как следствие несовершенства мира.

Начало другого подхода к пониманию психологического здоровья, как известно, было положено З. Фрейдом, который понимал многие психические нарушения как следствие внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей. Он полагал, что весь спектр негативных эмоциональных переживаний (депрессия, тревожность и др.) – субъективная сторона этих конфликтов, возникающих при рассогласовании целей, которые ставит перед собой человек, и средств их достижения.

Следствием этого в последние десятилетия психическое здоровье человека стало предметом исследования и других наук о человеке и обществе, и, прежде всего, психологии. Психическое здоровье человека связано с особенностями личности, интегрирующий все аспекты внутреннего мира человека и способы его внешних проявлений в единое целое. Психическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой.

Анализ возрастного аспекта проблемы здоровья позволяет отнести к группе риска студенчество как возрастную и социально-психологическую категорию. Как отмечает С.Д. Смирнов, ссылаясь на данные Всемирной организации здравоохранения, именно студенты характеризуются худшими показателями физиологических функций в своей возрастной группе,

лидируют по числу больных гипертонией, тахикардией, диабетом, нервно-психическими нарушениями. В этой связи одной из актуальных задач в теории и практике совершенствования образовательного процесса современных учебных заведений является изучение условий сохранения здоровья студентов в процессе обучения в колледже.

Главный акцент в исследовании психологического здоровья человека, в т.ч. в студенческом возрасте, смещается на понимание его сущности, выявление критериев здоровой личности, определение факторов и условий, влияющих на него. К числу значимых факторов сохранения здоровья, наряду с обеспечением внешнего здоровьесберегающего пространства, относятся и внутренние психологические факторы.

В рамках отделения общеобразовательной подготовки было проведено тестирование.

Копинг-тест Лазаруса

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Описание субшкал

  1. Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
  2. Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
  3. Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
  4. Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
  5. Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
  6. Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
  7. Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
  8. Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Встреча специалистов прошла очень интересно и плодотворно. Представители ССУЗов высказали своё мнение по проблеме, обменялись опытом работы с коллегами.

Презентация